Консультация

Адаптация к детскому саду.

 

Не секрет, что процесс адаптации к детскому саду редко проходит безболезненно для малыша и его родителей и, как правило, часто сопровождается психо-соматическими проявлениями. Многолетние исследования показывают: положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка.

Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Самые серьезные трудности ожидают семью в начальный период посещения дошкольного учреждения. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.

Помочь смягчить адаптационный период может группа неполного дня, где ребенок постепенно, в индивидуальном темпе приобретает первые социальные навыки и «отделяется» от родителей, адаптируется к новой ситуации, впоследствии легче переживает разлуку.

Процесс адаптации обычно проходит в несколько этапов.

Первый этап: «Мы играем только вместе».

На данном этапе родители и ребенок представляют собой единое целое. Родитель является проводником и защитником ребенка. Родитель, под руководством педагога, побуждает ребенка включаться в новые виды деятельности и активно играет с ребенком во все предложенные игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от родителя.

Второй этап: «Я играю, но ты будешь рядом».

Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры, игрушки и само занятие вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают ребенка оторваться от родителя на безопасное расстояние. Но родитель все ещё является опорой и защитой. Ребенок уже может спокойно себя чувствовать на занятии, подходить к детям, играть и заниматься рядом с ними. В случае необходимости родитель или педагог приходят ему на помощь.

Третий этап: «Иди, я немножко поиграю один».

Наступает такой момент, когда ребенок сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре и принимает педагога как своего друга. Когда наступает такой момент, родитель может ненадолго отлучиться.

Четвертый этап: «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».

И, наконец, наступает такой день, когда малыш остается на занятии один и спокойно отпускает родителей.

Эта общая схема. И это не значит, что Ваш ребенок должен полностью пройти этот путь. Он может выбрать свой, минуя отдельные этапы. Удачи Вам!