Консультации специалистов

Сказкотерапия.

Иногда очень многое можно понять, спросив у человека, какая у него любимая сказка…
Сказка всегда была самым эффективным средством в общении с детьми. Сказка занимает огромное место в жизни ребенка. Мы читаем их своим детям и для того, чтобы развеселить и развлечь, и для того , чтобы скорее поправились после простуды, и чтобы поскорее уснули вечером, а ночью видели лишь самые добрые сны. Но сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Сказка – это еще и верный друг , и мудрый воспитатель. Она воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Сказка показывает ребенку различные жизненные сценарии: мягкость и доброту противопоставляя жестокости, великодушие – безжалостности, взаимопомощь – эгоизму, а смелость – трусости и малодушию. Из сказочных историй маленький человечек впервые понимает, насколько трудный выбор иногда может заставить сделать жизнь. Из них же он узнает о том, что на свете,наряду с радостью, счастьем, дружбой и любовью, существуют страхи, отчаянье, ложь и вина. Но, рассказывая о трудностях, сказка не пугает – она дает надежду и показывает, что выход есть всегда. Она же подсказывает способы борьбы: не терять присутствие духа в трудных ситуациях и быть целеустремленным, не унывать, не бросать друзей в беде, нести ответственность за свои поступки, оставаться несмотря ни на что добрым и отзывчивым человеком.
Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке вымысла, фантазии и воображения. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет объяснена этим языком, становится близкой и понятной ребенку. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Она помогает родителям и взрослым найти общий язык с ребенком, помочь ему решить его первые трудности. Ведь часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно ребенка тревожит, у родителей никак не выходит. Многие ребятишки стесняются тех страхов, которые их мучают, а некоторые даже чувствуют себя виновными в них. И поэтому вполне естественно, что таким детям трудно открыто и свободно рассказывать о своих страхах и проблемах. И часто , когда родители заводят с ними прямой разговор на эту тему, дети замыкаются и всячески стараются уйти от него. В этом случае на помощь приходит Сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя.

Следовательно, одной из важнейших задач Сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь.
Бывает и так, что ребенок и рад бы рассказать, что его тревожит, но не может, потому что и сам не понимает, в чем же заключается причина его тревог и беспокойства. Процесс Сказкотерапии позволяет ребенку осознать и увидеть свои проблемы, актуализировав их.  И это очень важно! Ведь всегда больше всего пугает то, чего мы не понимаем, а при помощи сказки страх приобретает реальные черты и тем самым дает действенное оружие против себя.
При этом на любую жизненную проблему Сказкотерапия помогает взглянуть с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы. Это дает возможность выработать эффективный план действий. Сказка помогает ребенку понять одну непреложную истину: верных вариантов решения тех задач,что ставит перед нами жизнь, вполне может быть множество, ведь наш мир не одновариантен. Заодно сказка мягко подталкивает ребенка к тому, чтобы свои проблемы он учился решать сам, а для этого ему нужно почувствовать свою самодостаточность и поверить в свои силы.
Самое главное, в результате Сказкотерапии ребенок почувствует поддержку и неравнодушие взрослых. А это в непростые моменты его жизни ему ой как необходимы. Сказки, используемые в Сказкотерапии, построены особым образом, чтобы наиболее быстрым и безболезненным путем помочь ребенку. Они отличаются от тех, что мы читаем ежедневно своим малышам и направлены на решение конкретных задач.

Вот далеко не полный перечень психологических проблем, в решении которых ребенку может помочь Сказкотерапия:

Трудности в общении с людьми.
 Повышенная агрессивность, демонстративность или неуправляемость.
Повышенная чувствительность , обидчивость.
Заторможенность или расторможенность.
Застенчивость, чувство неполноценности или малозначимости.
Неумение быть самим собой.
Самые разные страхи и тревоги, в том числе, детская ревность.
 Специфические возрастные проблемы детей (свои для каждого конкретного возраста.

Адаптация к детскому саду.

Не секрет, что процесс адаптации к детскому саду редко проходит безболезненно для малыша и его родителей и, как правило, часто сопровождается психо-соматическими проявлениями.

Многолетние исследования показывают: положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка.

Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.

Самые серьезные трудности ожидают семью в начальный период посещения дошкольного учреждения. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.

Помочь смягчить  адаптационный период может группа неполного дня, где ребенок постепенно, в индивидуальном темпе приобретает первые социальные навыки и «отделяется» от родителей, адаптируется к новой ситуации, впоследствии легче переживает разлуку.

Процесс адаптации обычно проходит в несколько этапов.

Первый этап: «Мы играем только вместе».

На данном этапе родители и ребенок представляют собой единое целое. Родитель является проводником и защитником ребенка. Родитель, под руководством педагога, побуждает ребенка включаться в новые виды деятельности и активно играет с ребенком во все предложенные игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от родителя.

Второй этап: «Я играю, но ты будешь рядом».

Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры, игрушки и само занятие вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают ребенка оторваться от родителя на безопасное расстояние. Но родитель все ещё является опорой и защитой. Ребенок уже может спокойно себя чувствовать на занятии, подходить к детям, играть и заниматься рядом с ними. В случае необходимости родитель или педагог приходят ему на помощь.

Третий этап: «Иди, я немножко поиграю один».

Наступает такой момент, когда ребенок сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре и принимает педагога как своего друга. Когда наступает такой момент, родитель может ненадолго отлучиться.

Четвертый этап: «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».

И, наконец, наступает такой день, когда малыш остается на занятии один и спокойно отпускает родителей.

Эта общая схема.  И это не значит, что Ваш  ребенок должен  полностью пройти этот путь. Он может выбрать свой, минуя отдельные этапы. Удачи Вам!

Индивидуальные занятия с детьми

МАТВЕЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, канд. психол. наук, специалист в области коррекционной педагогики и психологии детей раннего и дошкольного возраста, проводит диагностику психоречевого развития, ведет консультации и индивидуальные занятия с детьми от 2-х лет.

БОБЫЛЕВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА, педагог-психолог, специалист в области возрастной, педагогической, клинической психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста, проводит диагностику личностного развития ребёнка, проблем его учебной деятельности, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми от 3 лет.

КЛИТИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА – педагог- психолог, учитель-логопед, дефектолог.Соавтор методического пособия “Логопедическая работа  при псевдобульбарной дизартрии у детей с церебральным параличом” ( 2004 г.),  “Обновление содержания образования в дошкольном образовательном учреждении в ходе реализации инновационных процессов” (2008 г) и др.

СЕЛИФАНОВА НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА – учитель-логопед.   Проводит индивидуальные занятия по активизации речевой деятельности у детей раннего возраста, организует психолого-педагогическую диагностику в рамках общеразвивающей программы

 ЕРМАКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА – учитель-логопед, дефектолог

НЕВЕЖЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА – педагог высшей квалификационной категории. Прошла обучение на курсах по методике М.Монтессори, валеологии (здоровьесберегающим технологиям), технологии ТРИЗ (Теория Решения Изобретательных Задач – занятия на основе развивающего обучения).

Проводит групповые и индивидуальные занятия по развитию элементарных математических представлений.
ВЕРЕТЕЛЬНИКОВА АНЖЕЛИКА ЮРЬЕВНА  –   психолог–консультант, специалист в области возрастной и педагогической психологии, детско-родительских отношений.

-консультации взрослых по вопросам личностного роста, неудовлетворенностью собственной жизнью, отношениям с детьми  любого возраста и окружающими;

-консультации семейных пар и отдельно супругов, направленные на улучшение отношений в семье;

-консультации женщин, которые подвергались и подвергаются домашнему насилию;

-консультации подростков и их родителей, направленные на выстраивание гармоничных  и доверительных отношений с  подрастающими детьми.

___________________________________________

Период раннего и дошкольного детства вызывает у родителей большое множество вопросов, сомнений в правильности выбранной в воспитании ребёнка тактики, оценке его возрастных и индивидуальных возможностей. Ответы на эти и другие вопросы современные родители активно ищут в психолого-педагогической литературе, в популярных телепередачах, источниках интернета. Однако зачастую полученные ответы имеют размытую, общую форму для множества подобных случаев.

Наши специалисты готовы работать с вашими конкретными проблемными ситуациями. В зависимости от индивидуальных потребностей каждой семьи, мы предлагаем индивидуальные консультации для каждого члена семьи или совместные консультации для тех членов семьи, кто является участником семейного конфликта.

Если возникает необходимость у ребёнка в индивидуальной работе с психологом по решению каких-либо личностных проблем, наши специалисты готовы предложить их решение в разных видах детской деятельности на основе различных техник: песочная терапия, арт-терапия, игровая терапия и многое другое.

Особо обозначим созданное нами направление по решению речевых проблем детей раннего и дошкольного возраста.

В раннем и дошкольном детстве важно не пропустить нарушение речевой функции и отличить патологическую речь от физиологической, присущей данному возрасту.

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

  1. задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его;
  2. глубокие эмоциональные переживания ребенка из-за недостатков своей речи, и как следствие – трудности коммуникативного характера (проявляющиеся уже к 5 годам);
  3. затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия – значительные трудности в обучении чтению и письму);
  4. нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать;
  5. в будущем – личностые проблемы и ограничения в выборе профессий.

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений – главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Можно выделить некоторые виды дефектов речи:

  • задержка речевого развития (ЗРР);
  • общее недоразвитие речи (ОНР);
  • фонетические и фонематические нарушения (ФиФН);
  • дислалия;
  • дизартрия (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент) и др.

Возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда, закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь.

Если вы обратили внимание на то, что речь вашего ребенка отличается от речи сверстников, у ребенка возникают проблемы в общении, и он замыкается в себе, то вам необходимо обратиться к специалистам – логопеду, детскому психологу.

В зависимости от степени речевого нарушения, особенностей личностной сферы ребёнка наши специалисты предлагают разные формы работы с детьми:

  • коррекционно-речевая группа «КРАСКИ» – занятия в мини-группе сверстников 2 раза в неделю;
  • индивидуальные занятия с логопедом или дефектологом с учётом своеобразия развития ребенка по индивидуальному графику.

Стоимость одного индивидуального занятия со специалистом – 700 рублей.